клубы
клуб Духовного наследия

с. Холм, Никольская церковь (1814 г.)

«Везде, где есть человек, есть возможность проявить доброту», Луций Анней Сенека.

1937 год разделил жизнь Захватовой Марии Савельевны на «до» и «после»: сына объявили «врагом народа», а спустя год в ее дом постучали. Она навсегда простилась с дорогим сердцу Никольским храмом и на 8 лет, как мать «врага народа» была выслана в А.Л.Ж.И.Р – Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины.

Вместе с женами в лагере находились матери, сестры и дочери «врагов народа». Жили в нечеловеческих условиях. Но сегодня не об этом, а о том, что спасало несчастных.

Лагерь находился в казахской степи, был огорожен двойным кольцом колючей проволоки. Женщины работали в нечеловеческих условиях. Полуголодные, изнеможденные болезнями и кровоточащими ранами, они руками лепили саманный кирпич, собирали камыш, пахали землю. Падали с ног и снова вставали.

Контакт с местными был запрещен.

Однажды Мария Савельевна усидела группу казахов: женщин, стариков и детей, подошедших близко к ограждению. И вдруг, один из малышей взял в руки камень и бросил в заключенных. Старики дали команду и в зечек со всех сторон полетели камни. От горькой обиды, бессилия и несправедливости в толпе несчастных раздался вой. Один из камней больно ударил Марию Савельевну. Она упала. Подняв камень с земли, она почувствовала давно забытый запах молока. Сознание помутилось. Она засунула камен в рот и тот мгновенно растворился. По всему телу растеклось ощущение бесконечного счастья от человеческой доброты, которое останется с ней до конца ее дней.

Камнем «унижения и позора» оказался спасительный курт – соленые, высушенные на солнце комочки творога. Чтобы хот как-то помочь голодным, местные казахи нашли единственный способ накормить их. Казахи знали, что такое голод и еженедельно забрасывали заключенных «камнями».

Надзиратели называли этот день «карой народа», а заключенные женщины – «душой казаха». Благодарность сохранилась в сердцах, выживших на всю жизнь.

Автор: А.В.Ермошенко