Одной из проблем, которые приносят ущерб экологической ситуации является практика стихийной продажи рыбы вдоль трасс в необорудованных местах.
В решении этого вопроса необходимо прежде всего предложить альтернативу сложившемуся на сегодня подходу к частной рыбалке и продаже её трофеев, а не добиться запретов и ограничений. Если действовать продуманно и аккуратно, можно получить колоссальный результат, который пойдет на пользу и государству и участникам процесса. И, как следствие, станет возможным развитие отрасли, вовлечение в нее соотечественников и возрождение такого промысла, как рыбалка на реках.
Потребность на свежую речную рыбу высока. Настоящей «живой» рыбы, то есть выросшей в диких условиях, на прилавках менее половины от всех предложений. В основном это рыба из рыбных питомников, значительно уступающая в содержании полезных веществ своим диким собратьям.
При этом вдоль дорог часто можно наблюдать лотки с соленой, копченой и даже «живой» рыбой. Только не вся такая рыба добыта в рамках закона. Зачастую лов происходит теневым способом. Такая купля-продажа — это финансирование «неспортивной рыбалки». Каким способом добыта выставленная рыба у дороги рыбаком - жаберной
сетью, электроудочкой или самоловом – неизвестно.
В России стихийная торговля запрещена. Лицензированию такая деятельность не подлежит, но государство дало уникальную возможность зарегистрироваться как самозанятый. Можно также открыть ИП или ООО. Торговать без надлежащей организации торговой точки ближе 50 метров от проезжей части запрещается, но вёдер и лотков на обочинах меньше не становится.
В этом и заключается проблема - меры пока предусматриваются в основном карательные и запретительные, а подходить нужно со стороны поддержки и заботы о рыбаках, покупателях, промысле.
Нужно создать организованные места для стационарной и системной торговли. С хорошими парковками, прилавками, ледогенераторами, местами краткосрочного хранения и разделки рыбы. Можно посмотреть на опыт других стран: там рыбный промысел и всё, что с ним связано, – это часть культуры. Сюда относится и изготовление снастей, и работа рыбных ресторанов «до последней рыбы», и привлечение туристов, которым всегда интересно посмотреть и отведать что-то эксклюзивное. Также частью культуры являются «секретные» рецепты и способы вылова и приготовления, передающиеся из поколения в поколение. Есть целые рыбацкие деревни со своим портом, где на рынке каждое утро можно купить свежую рыбу. Также есть множество ресторанчиков, которые используют в основном рыбу и продукты именно со своего рынка – а это рабочие места и налоговые поступления в бюджет небольших населенных пунктов. Также там решен вопрос санитарных норм, так как рестораны и кафе вынуждены конкурировать между собой. Всему этому можно и нужно учиться. Всё это вполне применимо к России.