клубы

Духовное прошлое: старинные храмы Тверской области

"Народ, не знающий своего прошлого,

не имеет будущего".

М. Ломоносов

Человек ХХI века – это целеустремленный интеллектуал, умеющий мыслить глубоко, креативно и нестандартно, конкурентоспособный и востребованный профессионал в своей области; его задачи – постоянное самообразование, инвестиции в собственное развитие и самосовершенствование, а осознает ли этот человек, кто дал ему эту самую возможность «уверенно шагнуть в новый век». Помнит и знает ли он, кто создавал и передавал ему духовно- нравственные ценности нашего народа? Тех, кто создавал мощное духовное наследие, чтобы передать его нам. Тех, кто строил храмы, укреплял православную веру и молился за нас? Ведь именно православная вера была той силой, которая объединяла людей из века в век, из поколения в поколение. Сохранение веры и подкрепление ее добрыми делами было для наших предков делом чести. Наши предки хорошо понимали, что без духовной жизни будущего нет. Только в храме совершенствуется человеческая душа и получает возможность очиститься, стать лучше. Без православного храма жизнь человека была просто немыслима. Испокон веков храм был сердцем каждой деревушки, поселка, города, в котором он был расположен! Именно вокруг храмов происходила жизнь наших предков!
Члены клуба «Духовное наследие» Тверского РО «Деловая Россия» уверены, что изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. В своей клубной работе мы попытаемся передать эту красоту. Нашими исследованиями является изучение исторической судьбы церквей, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности, а также изучение исторического прошлого, внутреннего и внешнего строения храмов России и осознание исторической значимости церкви в жизни людей.
Так, в рамках Клуба «Духовного наследия», неравнодушные представители делятся историями своих исследований судеб жителей, связавших свои жизни с памятниками культурного наследия Тверской области.


Село Перетерье. Покровская церковь (1830 г). Тверская область. Сонковский район.

«Плохой сосед-несчастье, хороший – великое благо.»

«В начале 20 века в Перетерье было всего 17 дворов. В 1925 г. в село направлен молодой батюшка. Жители потянулись в храм, началась новая жизнь.

Двадцатилетний о. Дмитрий старался поддержать прихожан. Учил не бояться трудностей, помогал и словом, и делом. По воскресным дням собирал детей, обучал наукам и ремесленному делу. Вместо танцев под гармонь собиралась округа на литературные и духовные чтения. Казалось, люди души не чаяли в молодом священнике.

Но беда пришла откуда не ждали.

В 1930 г. Дмитрий Иванович Троицкий по доносу местного жителя был арестован за хранение 51 руб. серебром. Эти деньги передала сыну мать, когда того направили служить в Перетерье. Три долгих года о. Дмитрий строил Беломоро-Балтийский канал, отбывая срок в Белбалтлаге.

Пайки в лагере распределялись в зависимости от выполнения плана. Если человек не выполнял трудовую норму, питания он получал меньше или вовсе не получал. На следующий день, голодному, выполнить норму было ещё труднее. Такая система называлась «котловка». Очень многие умерли от истощения, но о. Дмитрий выжил и вернулся в Перетерье.

Злобы он, конечно, не держал, любил Перетерье, детей, Покровский храм.

С 1934 г. вместе с жителями села трудился в колхозе.

Служение в храме не прекращал, а также, по-прежнему взывал в проповедях к сердцам любимых прихожан.

Точку в жизни молодого батюшки поставили все те же родные жители Перетерья.

По доносу местного жителя, уполномоченные органы опросил ученицу 3 класса Малышкину Нину, которая рассказала: "хожу в церковь, потому что отец Дмитрий сказал, что если буду молиться, то лучше будет даваться ученье".

Детские слова были подтверждены показаниями председателя сельсовета: "С прибытием его в село Перетерье стало быстро оживать церковное движение. Через родителей привлекал учеников в церковь. Наличие попа Троицкого для сельсовета имело своим отражением невыполнение всех кампаний в сторону затяжки и несвоевременности выполнения таковых».

1 ноября Тройка НКВД приговорила священника к высшей мере наказания.

Дмитрий Иванович Троицкий был расстрелян 3 ноября 1937г.»
клуб Духовного наследия