С каждым годом количество желающих посетить северный край нашей родины возрастает, и представители Тверского регионального отделения «Деловой России» не исключение.
В июле этого года путь был проделан членами клуба «Путешественников» за полярный круг, в сторону Мурманска и Мурманской области.
Итак, задержимся на Мурманске и одной из самой знаковой достопримечательности Мурманска - Ледокол «Ленин». Мурманск- довольно молодой город, ему немногим больше ста лет. Планы по строительству порта за Полярным кругом появились в 1870-е годы. В Мурманске вслед за приходом календарной зимы наступает полярная ночь: обычно она длится 40 суток — со 2 декабря по 11 января. А полярный день, когда солнечный диск до конца не заходит за горизонт, продолжается здесь ещё дольше — с 22 мая по 23 июля. Мурманск создавался как город-порт, и место для него было выбрано неслучайно. Кольский залив, представляющий собой узкий фьорд Баренцева моря, почти никогда не замерзает из-за тёплого Северо-Атлантического течения — продолжения Гольфстрима.
Сегодня Мурманск — одна из ключевых точек Северного морского пути, а также место приписки атомного ледокольного флота России. Порт играет ключевую роль в жизни города и остаётся основой его экономики.
Побывать в Мурманске и не попасть на ледокол-музей «Ленин» было бы большой непростительной ошибкой. Постановление о строительстве атомного ледокола было принято в 1953 г. Для отработки деталей и решения возникающих конструктивных проблем на предварительном этапе был создан макет из дерева. Решать такие вопросы на готовом судне было бы гораздо дороже. Строительство ледокола начали в 1956 г. на судостроительном заводе им. А. Марти (сейчас – Адмиралтейский завод). в Ленинграде. Ледокол создавали всем миром – в Харькове делали турбогенераторы, в Кирове – турбины и т.д. Спуск ледокола «Ленин» состоялся в декабре 1957 г. Днём рождения атомного ледокольного флота в России считается 3 декабря 1959 г. В этот день на первом в мире атомоходе был поднят флаг. И только после прохождения испытаний, в 1959 г. ледокол был приписан к Мурманскому порту. На «Ленине» уникально всё, вплоть до интерьера. Делали его в расчёте на то, что ледокол уходит в многомесячные автономные плавания. Здесь есть все для полноценной жизни: спортивная площадка, уголок для игр (шашки, шахматы и т. д.), кают-компания с удобными креслами и диванами, столовая с широкоформатным экраном, медицинский кабинет с самым современным (по тем временам, конечно) оборудованием. Так как, ледокол нес свою вахту долгое время, то команде необходимо было обеспечить комфортные условия проживания. Поэтому, все помещения были отделаны деревом. В 1989 г. ледокол был выведен из эксплуатации. Несмотря на «возраст» он проработал на 5 лет больше, чем это было запланировано. При этом, все механизмы, включая сам ядерный двигатель, были в исправности, ремонта и замены требовали как раз конструктивные части – корпус, переборки и т.п.
В 2000 г. был создан Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», деятельность которого увенчалась успехом и в 2009 г. ледокол уже был музеем. В 2018 г. ледокол получил статус объекта культурного наследия федерального значения РФ.